Славянский символ «коловрат» представляет собой стилизованное изображение свастики — креста, оконечности которого снабжены лучами, направленными по часовой стрелке или против нее. Дискредитированный в ХХ веке в нацистской Германии, символ не имеет ничего общего с идеологией фашизма (мотыгообразный крест), а свое название получил от санскритских слов «благо» и «быть». Археологи находят свастику в наскальных рисунках и предметах ремесла многих народов индоевропейской языковой группы, относящихся ко II — III тысячелетию до нашей эры, в том числе в местах поселений праславянских племен на территории современной России и Украины.
Характерно, что для народов, населявших обширные территории от Индии и Ирана до современной Скандинавии, свастика (коловрат) символизировала солнце, его бесконечный небесный путь, сопровождающийся заходом (смертью) и восходом (возрождением).
История символа
Трудно поверить в утверждение некоторых исследователей, которые полагают, что для всех народов, кроме населяющих Индостан, стилизованные символы свастики — лишь случайные знаки. Вполне естественно, что в процессе разделения потомки ариев вкладывали все новые значения в сакральные изображения — сообразно утверждающимся религиозным культам.
Древний славянский пантеон включал множество богов, часть которых в той или иной степени олицетворяли солнце и его энергию: Ярило, Даждьбог, Хорс. Символ коловрат в равной мере относился ко всем солнечным божествам, являлся свидетельством их поддержки и защиты. Идея солнца была заложена в самом названии, состоящем из двух славянских слов: «круг» и «вращаться». Чаще всего знак изображался вписанным в окружность, которая символизировала как само солнце, так и нескончаемый круговорот жизни.
Историческая параллель наиболее полно раскрывает сущность символа как оберега от недобрых влияний и посягательств. Русские князья имели в своем окружении доверенное лицо, которое обеспечивало неприкосновенность княжеских покоев от несанкционированного проникновения. Придворная должность называлась «коловрат» и заключалась в охране входа в палаты господина в ночное время.
Основные виды изображения
Дошедшие до нас изображения коловрата представлены множественными вариантами:
- с четырьмя, шестью и восемью лучами;
- с оконечным изгибом в виде прямого угла или плавной полуокружности;
- с направлением, следующим движению солнца (посолонь) и в обратную сторону (противосолонь);
- с разным цветовым оформлением.
Четыре луча символизируют четыре стихии — воздух, землю, воду, огонь — и четыре времени года. Коловрат с шестью лучами изображался на доспехах князя и воинов его дружины для привлечения на ратную помощь сил Перуна, бога-громовержца. Существует историческая легенда о князе Святославе, разгромившем доселе непобедимых хазар. На щитах его дружинников был изображен коловрат. Восьмиконечный символ был наиболее распространен — как знаменующий единство всего видимого и невидимого; прошлого, настоящего и будущего.
Существует несколько предположений по поводу происхождения вариативности геометрии лучевых изгибов и их направленности. Есть мнение, что в обоих случаях графика амулета и оберега отображает половую принадлежность носителя:
- Лучи с четким преломлением под углом 90 градусов выражают мужественность, рациональность мышления и непреклонность.
- Дугообразные направляющие символизируют женскую мягкость, стремление к согласию, способность к личным уступкам ради общей гармонии.
- Лучи, направленные по часовой стрелке, утверждают мужское начало, созидающее и преобразующее окружающий мир.
- Обратное направление указывает на скрытый невидимый потенциал женщины, реализующий себя в зачатии, вынашивании и воспроизведении на свет новой жизни.
Хотя любые предположения имеют в большей степени гадательный характер, основанный на отвлеченных сопоставлениях (в индуизме две разнонаправленные свастики, поставленные в ряд, означают мужское и женское начало), значение, которое вкладывали древние славяне в любой талисман с изображением коловрата, трудно переоценить.
- Огненные цвета (красный и ярко-желтый) символического изображения или изделия были призваны пробудить в носителе родовую память, чтобы возродить мудрость, знания и силу всего рода.
- Оттенки голубого и бирюзового являлись символом духовного обновления.
- Черный знак знаменовал готовность личности к внешним и внутренним изменениям. Являлся непременным атрибутом языческих жрецов и волхвов. До настоящего времени используется в магических ритуалах.
Некоторые серьезные исследователи, занимающиеся изучением быта и религиозных отправлений древних славянских племен, считают, что малое количество монументальных изображений коловрата и аналогичных ритуальных предметов связано с трепетным отношением служителей и адептов культа к их силе и воздействию на окружающее пространство. Они предполагают, что после ритуального использования предметы сжигались на священном огне, чтобы не стать источником разрушительной энергии в руках людей с нечистой совестью.
Материалы изготовления
Особенное значение придавалось материалам, из которых изготавливались различные обереги:
- Дерево. Мужские коловраты вырезались из деревьев твердых пород: дуб, ясень, бук. Женские — из березы и липы.
- Кость. В качестве заготовки могли служить составляющие скелета диких и домашних животных. Воины предпочитали амулеты из костей хищных животных, добытых на охоте. Предполагается, что служители языческого культа носили символы, изготовленные из костей своих предшественников, сожженных после смерти на костре. В этом случае ритуальный предмет усиливал их связь с потусторонним миром.
- Камень. Археологи находили в раскопках на месте древних славянских поселений коловраты, высеченные из базальта. Прикладное предназначение этих предметов до конца не выяснено. Возможно, они служили оберегом жилища.
- Металл. Для изготовления нательных амулетов использовались благородные металлы: серебро и золото. Они же служили и украшением.
Не меньшее значение, чем базовый материал, имеет смысл, который вкладывается ваятелем в создаваемый предмет, организующий духовное наполнение и целевую энергетическую направленность амулета.
Современные аналоги
В наше время среди приверженцев языческой символики, считающих себя потомками древней славянской ветви, предметные изображения коловрата пользуются повышенной популярностью. Интерес возник на фоне активных попыток возрождения неоязычества. Лидеры движений предлагают огромное количество разновидностей символа, обладающих особыми свойствами и имеющих собственные названия. С этим одинаково трудно как спорить, так и согласиться. Документальных исторических справок дохристианских времен фактически не сохранилось или не было вовсе.
Коловрат, как и свастика, — названия, приобретенные символом во времена новой и новейшей истории. Но дело не в словесных формулировках, а в возможной профанации сакрального символа, сохраняющего свой оккультный потенциал вселенской энергии — в той ее части, где она целостна и неделима, где отсутствуют понятия Добра и Зла. Неправильное, опрометчивое использование талисманов и амулетов с изображением коловрата способно нанести урон самому обладателю и близким людям, с которыми он находится в контакте.